Остробрамская богородица
Главнейшая
святыня Вильны. О происхождении иконы существует несколько преданий. По одному,
она принесена великим князем Ольгердом из Корсуни после одного из его крымских
походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии, а второю
супругой Иулианиею передана в Троицкую церковь, из которой перенесена в часовню
у острых ворот. По другому, икона прислана Ольгерду греческим императором
Иоанном Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом христианства. По
третьему, икона чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Во всяком
случае, в 1431 г. икона уже, несомненно, находилась в часовне близ Троицкой
церкви в русском или остром конце города Вильны и именовалась Корсунской.
В 1498 г. в
Вильне в виду опасности от нашествия татар, была совершена закладка новых
городских каменных стен, в русском или остром конце были сооружены ворота с
башнею, на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена
Корсунская икона, снаружи, ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее
название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или
Остробрамская (брама = ворота). Когда в 1495 г. невеста великого князя
литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена
привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии
(Путеводительницы), писанную, по приданию св. евангелистом Лукою, то эта икона,
помещенная по смерти великой княгини Елены Ивановны в Успенском Пречистинском
соборе, привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная
была несколько забыта.
Во времена
унии, когда отнята была Троицкая церковь от православных униатов, Островоротная
икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но
в 1609 г. была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена
снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви
базилиан. Около 1624 г. у самых ворот был основан Кармелитский монастырь с
костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью
базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении
исключительное почитание островоротной иконы возобновилось. В 1671 г. кармелиты
устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону,
обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь.
После
страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезенский костел,
но в 1744 г., с возобновлением часовни, снова помещена над воротами. В начале
XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел
до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как
наиболее близкой к часовне, в которой находится икона. В 1812 г. икона была
несколько повреждена французами. В 1829 г. икона была отреставрирована, причем,
по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами
хвалебная песнь Богоматери: "Честнейшую херувим". С закрытием в 1832
г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и
остался в ведении белого римско-католического духовенства.
Икона написана
на дубовой доске в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину.
Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона покрыта вызолоченной
ризой и двухяросной короной с лучистым сиянием, вставлена в большой киот и вся
покрыта множеством драгоценных приношений. Под иконой был устроен латинский
престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона
одинаково почитается и православными и римско-католиками.
Празднуется 8
января, а также 27 апреля (26 декабря и 14 апреля по старому стилю).
Молятся ей о счастье супружеской пары и защите от вмешательства
в семью злой силы и "непрошенных в дом гостей"
[ В каталог ]