Остробрамская богородица

     Главнейшая святыня Вильны. О происхождении иконы существует несколько преданий. По одному, она принесена великим князем Ольгердом из Корсуни после одного из его крымских походов против татар и подарена им своей первой супруге Марии, а второю супругой Иулианиею передана в Троицкую церковь, из которой перенесена в часовню у острых ворот. По другому, икона прислана Ольгерду греческим императором Иоанном Палеологом, когда он узнал о принятии Ольгердом христианства. По третьему, икона чудесно явилась на острых воротах 14 апреля 1431 г. Во всяком случае, в 1431 г. икона уже, несомненно, находилась в часовне близ Троицкой церкви в русском или остром конце города Вильны и именовалась Корсунской.
     В 1498 г. в Вильне в виду опасности от нашествия татар, была совершена закладка новых городских каменных стен, в русском или остром конце были сооружены ворота с башнею, на верху которой была устроена часовня. В эту часовню и была помещена Корсунская икона, снаружи, ликом ко входящим в город. С этого времени прежнее название иконы стало постепенно заменяться новым: Островоротная или Остробрамская (брама = ворота). Когда в 1495 г. невеста великого князя литовского Александра, дочь великого князя московского Иоанна III Елена привезла с собою в Вильну цареградскую икону Божьей Матери Одигитрии (Путеводительницы), писанную, по приданию св. евангелистом Лукою, то эта икона, помещенная по смерти великой княгини Елены Ивановны в Успенском Пречистинском соборе, привлекла к себе преимущественное молитвенное почитание, а Островоротная была несколько забыта.
     Во времена унии, когда отнята была Троицкая церковь от православных униатов, Островоротная икона была вынесена православными и помещена в одной из приходских церквей, но в 1609 г. была насильно захвачена униатами из Никольской церкви и водворена снова в часовне острых ворот, на попечении поселившихся при Троицкой церкви базилиан. Около 1624 г. у самых ворот был основан Кармелитский монастырь с костелом св. Терезии. Некоторое время спустя, кармелиты, пользуясь беспечностью базилиан, захватили и часовню и икону в свои руки, и при их попечении исключительное почитание островоротной иконы возобновилось. В 1671 г. кармелиты устроили вместо прежней ветхой новую часовню и, устанавливая в ней икону, обратили ее ликом к костелу и городу, внутрь.
     После страшного пожара Вильны в 1714 г. икона была перенесена в Терезенский костел, но в 1744 г., с возобновлением часовни, снова помещена над воротами. В начале XIX столетия базилиане пытались возвратить икону в свое попечение, спор дошел до Рима, и папа присудил оставить икону на попечении обители кармелитов, как наиболее близкой к часовне, в которой находится икона. В 1812 г. икона была несколько повреждена французами. В 1829 г. икона была отреставрирована, причем, по снятии ризы при работах, на иконе оказалась написанною славянскими литерами хвалебная песнь Богоматери: "Честнейшую херувим". С закрытием в 1832 г. Кармелитского монастыря, Терезинский костел переименован в Остробрамский и остался в ведении белого римско-католического духовенства.
     Икона написана на дубовой доске в 2.5 х 2 аршина, изображение поясное в натуральную величину. Пречистая Дева изображена в момент Благовещения. Икона покрыта вызолоченной ризой и двухяросной короной с лучистым сиянием, вставлена в большой киот и вся покрыта множеством драгоценных приношений. Под иконой был устроен латинский престол на котором ежедневно совершалось не менее двух литургий. Икона одинаково почитается и православными и римско-католиками.
     Празднуется 8 января, а также 27 апреля (26 декабря и 14 апреля по старому стилю).
     Молятся ей о счастье супружеской пары и защите от вмешательства в семью злой силы и "непрошенных в дом гостей"
[ В каталог ]
Приветствую Вас Гость
Rambler's Top100 Оптиме - каталог