Спас Вседержитель

     Празднование: 8 сентября, 26 августа.
     Икона «Спас Вседержитель» относится к поясным образам Господа Иисуса Христа, где Он изображается с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Титул «Вседержитель», поставленный рядом с именем Иисуса Христа, прежде всего, подчеркивает Его Божественную природу. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец, – говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Вместе с тем, титул относится и к человеческой природе Христа, Он также Вседержитель как человек.
     Иконы Христа, – воплотившегося Бога Слова, занимают главное место как в православном храме, так и в доме верующего человека. Изготавливать и почитать изображения священных и духовного мира повелел Сам Господь: «Сделай из золота двух Херувимов чеканной работы, сделай их на обоих концах крышки, там Я буду открываться тебе и говорить с тобою над крышкой, посреди двух Херувимов, которые над Ковчегом Откровения». Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма. Перед этими изображениями совершались священнодействия, возжигались светильники и лампады, курился фимиам (Исх. 27, 20, 21, 30; 1, 67). Таким образом, эти изображения были неотъемлемой частью ветхозаветного богослужения в Иерусалимском храме. Начало же иконописи и почитанию икон положил Господь наш Иисус Христос, чудесным образом запечатлев свой Светлый божественный Лик. В первые века христианства существовало множество списков со Святого Убруса, так как многие хотели иметь рядом с собою лик Господень. Постепенно складывались различные каноны написания икон Спасителя. На них изображался уже не только лик, но и различные сюжеты Евангелия, знамения и явления Господа святым угодникам и др. Само написание иконы для благочестивого мастера стало сродни Божественным откровением.
     Как Бог, сотворивший мир, – «Им же вся быша», – Он изначально есть Господь всего, Вседержитель. Как человек, Он становится Вседержителем, совершая второе творение, то есть когда искупает крестной жертвой грехи человечества, обновляет человеческую природу и прославляет ее в Своем Лице. Бог, по словам апостола Павла, «...вводит Первородного во вселенную». Это означает, что Христос, будучи человеком, получает от Бога в обладание вселенную. Таким образом, Иисус Христос является Вседержителем при полном участии обеих природ. Человечество Христа нисколько не умаляет власти Его Божества как Вседержителя, но, таинственно соединяясь с Ним в Его Лице, само возвышается и получает власть. В этом видится указание на особое достоинство человеческой природы в творении.
[ В каталог ]
Приветствую Вас Гость
Rambler's Top100 Оптиме - каталог