Спас Вседержитель
Празднование: 8 сентября, 26 августа.
Икона «Спас
Вседержитель» относится к поясным образам Господа Иисуса Христа, где Он
изображается с Евангелием в левой руке и благословляющей десницей. Титул
«Вседержитель», поставленный рядом с именем Иисуса Христа, прежде всего,
подчеркивает Его Божественную природу. «Аз есмь Альфа и Омега, начало и конец,
– говорит Господь, – Который есть и был и грядет, Вседержитель». Вместе с тем,
титул относится и к человеческой природе Христа, Он также Вседержитель как
человек.
Иконы Христа,
– воплотившегося Бога Слова, занимают главное место как в православном храме,
так и в доме верующего человека. Изготавливать и почитать изображения священных
и духовного мира повелел Сам Господь: «Сделай из золота двух Херувимов чеканной
работы, сделай их на обоих концах крышки, там Я буду открываться тебе и
говорить с тобою над крышкой, посреди двух Херувимов, которые над Ковчегом
Откровения». Херувимы были сделаны и для украшения Иерусалимского храма. Перед
этими изображениями совершались священнодействия, возжигались светильники и
лампады, курился фимиам (Исх. 27, 20, 21, 30; 1, 67). Таким образом, эти
изображения были неотъемлемой частью ветхозаветного богослужения в
Иерусалимском храме. Начало же иконописи и почитанию икон положил Господь наш
Иисус Христос, чудесным образом запечатлев свой Светлый божественный Лик. В
первые века христианства существовало множество списков со Святого Убруса, так
как многие хотели иметь рядом с собою лик Господень. Постепенно складывались
различные каноны написания икон Спасителя. На них изображался уже не только
лик, но и различные сюжеты Евангелия, знамения и явления Господа святым
угодникам и др. Само написание иконы для благочестивого мастера стало сродни
Божественным откровением.
Как Бог,
сотворивший мир, – «Им же вся быша», – Он изначально есть Господь всего,
Вседержитель. Как человек, Он становится Вседержителем, совершая второе
творение, то есть когда искупает крестной жертвой грехи человечества, обновляет
человеческую природу и прославляет ее в Своем Лице. Бог, по словам апостола
Павла, «...вводит Первородного во вселенную». Это означает, что Христос, будучи
человеком, получает от Бога в обладание вселенную. Таким образом, Иисус Христос
является Вседержителем при полном участии обеих природ. Человечество Христа
нисколько не умаляет власти Его Божества как Вседержителя, но, таинственно
соединяясь с Ним в Его Лице, само возвышается и получает власть. В этом видится
указание на особое достоинство человеческой природы в творении.
[ В каталог ]